ЛЕГЕНДЫ РАДИО

Александра Музыря
13 февраля 1938 года
Родилась в городе Запорожье на Украине
Август 1941 года
Эвакуирована с матерью в Батуми, Грузия
1945-1956 гг.
Жила с матерью в поселке Батумского нефтеперерабатывающего завода.
В старших классах работала в местной газете «Батумский рабочий»
1956 год
Окончила школу с золотой медалью.
Поступила на факультет журналистики МГУ
Сентябрь 1958 года
Работала во время
Международного семинара молодых славистов. Это был её первый опыт на Всесоюзном радио
1959 год
Принята в штат редакции радиовещания для молодежи Всесоюзного радио. Участвовала в создании радиожурнала «Говорит Комсомолия»
1961 год
Закончила факультет журналистики МГУ. Была в числе журналистов, которые придумывали радиостанцию «Юность»
Октябрь 1962 года
Была выпускающим редактором первой передачи р/с «Юность»
1962-1964 гг.
Являлась штатным сотрудником р/с «Юность»
1964-1967 гг.
Работала на радиостанции «Волга» в группе Советских войск в Германии в городе Потсдам
1967 год
Вернулась на «Юность». Вела программу «Слушай, воин! Слушай, солдат!»
1973 год
На факультете журналистики МГУ защитила диссертацию по теме «Радиоочерк. (К проблеме жанра и мастерства)»
1980 год
Стала заместителем главного редактора журнала
«Советская женщина»
1990 год
Занялась бизнесом. Вместе с сыновьями основала фирму «Автолайн» — первую в Москве компанию по маршрутным пассажирским перевозкам
ДO «ЮНОСТИ»
Александра Музыря родилась в семье инженера и учительницы русского языка и литературы. Во время войны отец Музыри пропал без вести. Впоследствии выяснилось, что он защищал Запорожье, попал в концлагерь и погиб.

Александре Музыре с мамой дали комнату в посёлке недалеко от Батуми. Кроме них, в комнате жили ещё три человека, а мебели практически не было.

В посёлке все друг другу помогали: присматривали за детьми, если кому-то было плохо - отвозили в больницу. Двери здесь не запирали, все ходили друг к другу в гости. Именно тут началась журналистская карьера Александры Музыри.
Александра Музыря. 1956 г.
УНИВЕРСИТЕТ
В 1956 году Александра Музыря окончила школу с золотой медалью. К этому моменту она уже два года успешно проработала в местной газете. Сомнений не оставалось — она поехала в Москву поступать на факультет журналистики МГУ. Экзамены, по словам Музыри, дались легко, поступила с первого раза. На время студенчества она поселилась в общежитии. Сначала на Стромынке, потом на Ленинских горах. На Стромынке приходилось жить в комнатах по тринадцать человек, но там Музыре нравилось больше. Так началась самостоятельная жизнь в столице.
В 1958 году на факультете открылась новая кафедра — телевидения и радиовещания. Студенты могли поменять профиль, и Александра Музыря, начинавшая учебу на газетном отделении, перешла на новое направление.
Тот век дал много хороших журналистов, хотя и говорят, что все они писали под одну дудку, но это неправда.
А.А.Музыря
СТУПЕНЬКА К «ЮНОСТИ»
В 1958 году Центральный комитет комсомола проводил международный семинар для молодых славистов. Накануне открытия выяснилось, что на мероприятии нет пресс-центра, который бы организовывал встречи иностранных гостей с журналистами. Эту работу доверили Музыре. Одним из тех, кто освещал деятельность семинара, был Вячеслав Янчевский, заместитель главного редактора молодежной редакции Всесоюзного радио. Ему хотелось записать как можно больше интервью с иностранцами, но из-за объема работы он не успевал. Тогда он просил Музырю: «Знаешь что, я тебе пришлю оператора. Запиши как можно больше». Так, по чистой случайности, она начала работать на радио.
Прообразом «Юности» была радиогазета «Говорит комсомолия». Её выпускал отдел вещания для молодежи Главной редакции пропаганды Всесоюзного радио. Впервые передача вышла в эфир 18 сентября 1959 года. Она посвящалась «тем, кто не мыслит своей жизни вдали от самых горячих, самых важных для Родины дел».
Александра Музыря работала там сначала корреспондентом, а затем старшим редактором. По ее словам,
не имело никакого значения, на какой должности ты работаешь, главное — как ты работаешь.
Над первым выпуском в течение 4 месяцев работали 13 журналистов «Юности». Сделано было больше 30 пилотных программ, которые позже оказались выброшены в корзину. Первая передача «Юности» вышла в свет 15 октября 1962 года в 17 часов 30 минут на волнах второй программы Всесоюзного радио. Её выпускающим редактором стала Александра Музыря.
Начиналась программа с заставки — мелодии «Песни о тревожной молодости» композитора Александры Пахмутовой, которая стала позывными радиостанции. В передаче выступал поэт Евгений Евтушенко со стихами о патриотизме и молодой рабочий, который рассказывал о том, как проходят строительные работы. Звучали произведения композиторов. Ведущих в дебютной передаче не было.

«Давайте думать о передачах «Юности» сообща. Ведь мы с вами вместе — хозяева новой радиостанции. Первое условие: все, что вы можете подсказать, — тему дискуссии, имя интересного человека, любопытный факт, название занятной книги, мысль, не дающую покоя, словом, все, чем заполнена ваша жизнь, что радует или огорчает вас,— вручайте «Юности»! Первое обещание: мы вместе будем разбираться в ваших вопросах, сомнениях, трудностях, вместе будем думать, как поступить».

— Фрагмент из первой передачи «Юности»
Для своей дебютной передачи Александра Музыря подготовила первый самостоятельный материал — радионовеллу «Зелёная сумка». Сюжет передачи был прост: девушка отправилась на ударную комсомольскую стройку. Ей там не понравилось, и она решила уехать. Тут сыграла решающую роль зелёная сумка с комсомольской путевкой внутри, которая и заставила девушку остаться работать на стройке дальше.
«Ну а для самой Саши Музыри обернулась она рюкзаком цвета хаки, с которым мотало журналистку по колдобинам дорог ударных — комсомольских. За глаза её называли "экспертом" по этим вопросам».

— Н.Н. Киселёва. «Дважды двадцать, или Сорок счастливых лет»
БУДНИ «ЮНОСТИ»
На «Юности» было интересно, но сложно работать. Журналисты часто ездили в командировки, притом в самые дальние места. Одному из корреспондентов пришлось взять интервью на перевале в горах Киргизии, на высоте 3500 метров над уровнем моря. А кто-то уезжал в Сибирь делать передачу о нефтяниках и газовиках. Александра Музыря тоже много путешествовала. Однажды она даже побывала за границей – в Финляндии на Всемирном фестивале молодёжи и студентов.
На одну программу иногда уходило больше месяца. Нужно было не только привезти материалы, но и подготовить их для эфира: почистить плёнку, написать текст передачи, выбрать музыкальную подложку и, самое главное, собрать это всё воедино. Готовую передачу слушали практически всей редакцией. На таких планёрках обсуждали, где автор допустил ошибки. И только потом запись пускали в эфир.

Я была корреспондентом, которому в субботу вечером звонили, а в воскресенье он уже улетал.
А.А.Музыря
Действительно строго оценивала каждую программу главный редактор «Юности» - Александра Денисовна Беда. До радиостанции она работала комсоргом зенитного дивизиона, прошла Великую Отечественную войну. У неё была военная выправка, как у офицера. Несмотря на жёсткий характер, она с лёгкостью поддерживала новые идеи коллег и помогала их воплощать.
АЛЕКСАНДРА МУЗЫРЯ НА ВОЛНАХ «ЮНОСТИ»
Сюжеты Александры Музыри входили в передачи «Юности»: «Говорит радиостанция "Юность"», «Полевая почта», «Собеседник»… После того, как приехала из Германии в 1967 году, где несколько лет работала на советской станции для военных, ей доверили программу «Слушай воин, слушай солдат» со словами: «Ты теперь знаешь, как капитана отличить от капитана-лейтенанта. Давай занимайся».
За время работы на станции, она успела у многих взять интервью: военных, строителей, писателей, музыкантов… Но она очень жалеет, что не смогла побеседовать с одним из самых любимых писателей – К.Г.Паустовским.

Однажды Александра Музыря взяла интервью у Алексея Марчука – руководителя стройки Братской ГЭС – одной из крупнейших гидростанций в мире. На строительство «сибирского чуда» даже приезжали смотреть американцы. Никто не верил своим глазам. Марчук стал героем, которому посвятили песню поэт Николай Добронравов и композитор Александра Пахмутова: «Марчук играет на гитаре…» Композиция стала хитом. Вся страна знала, что строитель «поёт про Бригантину».
Но слава была Марчуку не по вкусу: за ним охотились журналисты, а песню о себе он уже слышать не мог. Когда Музыре всё-таки удалось поговорить с Марчуком, строитель попросил не ставить вселюбимую композицию в эфир: «Только ради Бога, без гитары». Александра согласилась и донесла желание до музыкального редактора.
Интервью должно было выйти во время большого праздника на Братской ГЭС. Выпуск ждали с нетерпением. Даже прервали торжественный митинг. Марчук был в предвкушении: «Добился я!» С ним стояла радостная Александра Музыря. Начали слушать. Но во время передачи ведущий вдруг неожиданно сказал: «Для вас, дорогой Марчук, - ваша любимая песня
Сейчас Музыря вспоминает: «Потом давно не видела братскую ГЭС, боялась, что меня в ней утопят».

«Марчук играет на гитаре»
Слова Н.Н.Добронравова, музыка А.Н.Пахмутовой. Исполняют актёры Николай Рыбников и Владимир Земляникин
Для «Юности» Александра Музыря писала музыкальные рассказы. По её собственному определению, это рассказы, в которых сюжет разыгрывается музыкой. К одной такой новелле мелодию написал композитор Борис Чайковский.
ВЫЕЗДНЫЕ РЕДАКЦИИ
Идею выездных редакций предложил журналист Арсений Ларионов весной 1964 года. Первая выездная бригада отправилась по Волге на Юг. В её состав вошли главный редактор «Юности» Альберт Петерсон, его правая рука Вячеслав Янчевский, композиторы Ян Френкель и Евгений Птичкин, поэты Михаил Танич, Татьяна Кузовлева, Ольга Фокина, певица Валентина Дворянинова и пародист Юрий Филимонов. "От Ярославля до Астрахани нас встречали оркестрами, хлебом-солью, бурлацкой ухой и записками интимного содержания… «Популярность "Юности" была сродни гагаринской», — вспоминает Музыря. Участники бригады собирали и готовили материалы о жизни волжан и отправляли в эфир. Эта поездка заложила традицию выездных редакций.
Сколько помню, домоседы в «Юности» не приживались. В кабинете главного редактора висела большая карта Союза, где отмечались разнообразными флажками и стрелками маршруты наших командировок, и с каждым днем их становилось все больше и больше. Добрая половина работников радиостанции всегда где-то колесила.
А.А.Музыря
ПОСЛЕ «ЮНОСТИ»
После работы на радиостанции Александра Музыря ушла в аспирантуру факультета журналистики МГУ в 1970-м году. Она вспоминает, что с тех пор к «Юности» имела «отношение просто как аспирант, который здесь писал диссертацию практически на материалах станции». В этом же году у Александры Музыри умер муж.
Я после этого уже не вернулась на радио: честно, понимала, что не смогу работать с полной отдачей.
А.А.Музыря
В 1973 году Музыря защитила диссертацию «Радиоочерк. (К проблеме жанра и мастерства)». А спустя какое-то время ушла в журнал «Советская женщина» и проработала там 10 лет, до конца 80-х годов.
«Советская женщина» — общественно-политический женский журнал. Он издавался на 14 языках в 14 редакциях. Александра Музыря руководила этими редакциями.

Советы радиожурналистам